Издательство «Покров», внедрение методических пособий в рамках комплексной целевой образовательной программы «Лествица Добродетелей»
03.06.2019
0 ₽
собрано из 10000
  • 0%

Программа духовно-нравственного воспитания «Лествица добродетелей» проводится, разработана и апробирована на базе Нижегородской Православной гимназии во имя Святого благоверного князя Александра Невского в 2017-2019 годах. 

Цель Программы: создание образовательной среды и уклада жизни православного образовательного учреждения, содействующих приобретению добродетельной жизни всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами, священнослужителями.

Данная цель обусловливают решение следующих задач:

  1. Консолидация усилий семьи, школы, Церкви по воспитанию крепкого в вере христианина, нацеленного на жертвенное служение ближним и Отечеству.
  2. Формирование модели воспитания на базе святоотеческого учения о добродетелях в православном образовательном учреждении.
  3. Разработка содержательной части курса, методического
    и дидактического обеспечения программы, интегрированного
    в учебный и воспитательный процессы.
  4. Укрепление института семьи, возрождение православного уклада семьи как малой церкви.
  5. Духовно-нравственное самообразование всех участников программы: детей, родителей, педагогов, священников.
  6. Мониторинг эффективности программы, выявление сильных и слабых ее сторон, универсальных и вариативных элементов системы.

В основе программы лежат следующие принципы:

  1. Принцип приоритета воспитания благочестивой жизни по добродетелям.
  2. Принцип единства трёх православных общин: школы (учебно-образовательная среда), семьи (родная воспитательная среда), церкви (духовная воспитательная среда).
  3. Принцип сохранения и продолжения родословных добродетельных традиций.
  4. Принцип соответствия православной цивилизации, как основной историко-культурной традиции русского народа.

Основные планируемые результаты освоения Целевой комплексной программы духовно-нравственного воспитания «Лествица добродетелей»:

  1. Создание образовательной среды и уклада жизни образовательной организации, содействующей реализации добродетельной жизни всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, их родителями, педагогами и священнослужителями.
  2. Осознание всеми участниками Программы сущности семьи как малой церкви, восстановление православного уклада семьи.
  3. Воспитание крепкого в вере христианина, готового к жизни в апостасийные времена.
  4. Воспитание высоконравственного, творческого христианина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
  5. Возрождение православно-ориентированной традиции, становление целостной системы духовно-нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении.

Для осуществления данной программы в настоящее время разрабатывается учебно-методический комплекс:

  1. Дневники для детей начальных, средних и старших классов, их родителей и педагогов.

Дневники разработаны для учащихся с учетом их возрастных особенностей. Ведение этих дневников должно способствовать усвоению учащимися христианских добродетелей, а также может помочь им разобраться в своих мыслях и чувствах, научить находить выход из сложных ситуаций. Дневники предполагается вести под руководством духовников гимназии при взаимодействии с родителями и педагогами. При их разработке учитывался опыт их применения в православной гимназии  во имя святого благоверного князя Александра Невского.

  1. Методические материалы/рекомендации к учебному курсу «Основы Православной Веры».

Эти материалы посвящены темам нравственности, духовности, рассказывают о главных ценностях в жизни православного христианина в свете учения о христианских добродетелях.

  1. Методические материалы/рекомендации к учебному курсу по литературе.

Эти материалы посвящены формированию системы духовно-нравственных ценностей православного христианина на основе анализа литературных произведений — сюжета, образов героев произведения, различных ситуаций нравственного выбора и т.п.  Целью обсуждений с учащимися литературных произведений и написания сочинений должна стать мотивация к добродетельной жизни.

  1. Методические материалы/рекомендации к учебному курсу по истории.

Методические материалы посвящены анализу исторических событий, биографий выдающихся исторических личностей в их связи с ценностями православия и культурными традициями. Также при рассмотрении событий истории и биографий святых можно проанализировать действие духовных законов, промысла Божия в жизни отдельных людей и целых народов и тем самым способствовать формированию правильного восприятия истории, стремлению к подражанию святым и благочестивым людям, нравственному самосовершенствованию, воспитанию патриотизма.

  1. Методические материалы/рекомендации к учебному курсу по естественнонаучным дисциплинам.

Методические материалы посвящены рассмотрению связи науки и православной веры, знакомству с биографиями и деятельностью великих ученых, которые пришли к вере и нашли в своих экспериментах подтверждение действия духовных законов.

  1. Методические рекомендации по организации и проведению Рождественского и Пасхального фестивалей «Мы снимаем кино».

Методические материалы посвящены формированию у учащихся стремления к добродетельной жизни и духовному самосовершенствованию средствами кинопедагогики. Дети, под руководством опытных наставников, снимают небольшие фильмы на нравственные темы. Главным средством духовного воспитания при этом является обсуждение темы, образов героев будущего фильма в свете учения о христианских добродетелях.

  1. Методические материалы, содействующие возрождению православного уклада семьи.

Эти материалы включают в себя дневники семейных бесед, проведение мероприятий с участием родителей, духовно-просветительскую работу с родителями и другими членами семьи, беседы с учащимися о семейной жизни, встречи со священнослужителями для обсуждения темы православного семейного уклада.

  1. Методические материалы по воспитательной работе в школе. (Раздел в образовательной программе школы: воспитание и социализация).

В методических материалах освещаются возможности (планы, сценарии, используемые источники и т.д.) проведения различных мероприятий по воспитательной работе. Это могут быть беседы со священнослужителями, экскурсии и паломнические поездки, участие в различных конкурсах и фестивалях и другие. Цель всех мероприятий воспитательной работы — формирование у учащихся системы православных духовных ценностей и стремления к приобретению христианских добродетелей.

  1. Материалы по проведению мониторинга эффективности программы, выявление сильных и слабых ее сторон.

Материалы включают в себя методики проведения опросов, тестов, олимпиад, конкурсов и т.п.  Кроме того, возможны такие формы, как написание сочинений, эссе участниками программы, результаты проверки которых позволили бы оценить степень усвоения ими христианских добродетелей.

  1. Рекомендации для духовников православных гимназий.

Советы опытных духовников, педагогов-священнослужителей, духовников православных гимназий и семинарий.

  1. Методические рекомендации по проведению летних практик и экспедиций.

Программы и темы проведения практик по практическому освоению христианских добродетелей, знакомству с житиями святых, которые жили в этих местах, и воспитанию стремления им подражать.

  1. Рекомендации по работе с педагогами, дистанционному сопровождению и информационной поддержке программы, работе со СМИ.

Работа с педагогами — проведение мастер-классов, вебинаров, курсов повышения квалификации, встреч со священнослужителями.

Работа по внедрению программы «Лествица добродетелей» предполагает комплекс мероприятий, в которых задействованы все участники учебно-воспитательного процесса.